Меню

Консультации: 095 764 50 90, 067 798 42 27, virlicaorgua@gmail.com

ДУХОВНЫЕ  ИСТОКИ  (АНТОЛОГИЯ)

Киевский цикл: Ивана Кудри 38

(Семинар методистов) 1990 год.

 

Бутейко: – Сколько у нас в Киеве методистов ВЛГД?

Игорь Петрович: – Очень много.

Бутейко: – С моим дипломом, моим удостоверением?

Игорь Петрович: –  4, по моему. А с удостоверением не помню.

Бутейко: – С моим удостоверением, не считали? Надо наверно составить списки. Тамара Сергеевна, кто возмётся за это дело. Список в принципе, чтоб он у меня был. Значит, пока я вам поручаю это, да? Значит, фамилия, имя, отчество, возраст. Затем значит, специальность, какая специальность, с какого года методистом работает, и где он работает и его адрес, телефон.

 

Бутейко: – На моё совещание киевские методисты не явились?!

 

Ну, главные методисты здесь у нас, да? Самые главные, наши?

Игорь Петрович: – Да, ну вот Юля, Аня я считаю самые первые открыватели.

Бутейко: – Да, они открыли Киев, да? Кто открыл Киев?

Игорь Петрович: – Да вот не знаю кто? Аня с Юлей, да? Пусть решат между собой.

Бутейко: – Кто из них, да? Нет, кто раньше? Аня по моему? Кто первый освоил метод. Пришёл ко мне. Юля всё таки.  Раньше тебя, а Аня когда? Ага, значит, вот ты по моему значит, ветеран Киевский.

Игорь Петрович: – Ветеран наверно я, с 1979 года,

Бутейко: – Да!?

Игорь Петрович: – Ну как же Константин Павлович!

Бутейко: – с 1979!?

Игорь Петрович: – на Карадаге в Феодосии вы что, ну да, смеётесь!

Бутейко: – Так, а когда же, кто здесь у нас ещё ветеран, самый первый, Барабан?

Игорь Петрович: – Вот Николай Андреевич Косовец, говорит, что с 1984.

Бутейко: – Вы с 84, да? Ну, что ж.

Игорь Петрович: – А где ж Оксана наша, что то там…?

Бутейко: – Так Оксана, значит, ей не кто не сообщал?

Игорь Петрович: – Ну, Виталий должен был сообщать. Он не мог не сообщить ей.

Бутейко: – Конечно.

 

Бутейко: – Значит, теперь ваши методисты, нельзя было им сообщить, да?

Игорь Петрович: – Наверно соберём их отдельно, учёный народ им трудновато там. Да, я думаю соберём.

Бутейко: – Так, пока информация плохо у вас налажена. Наших методистов можно было вызвонить в течение получаса всего.

 

Бутейко: Из «Зелёного пояса» у нас только Игорь Петрович, да?

Игорь Петрович: – Ну, пока штаты только формируются у нас.

Бутейко: – Сколько у вас методистов? Дипломированных, которые имеют моё удостоверение?

Игорь Петрович: – Пока два, так будем говорить, только два. Ну, это мы проведём собрание и там решим, потому что нам нужно же усилить академию людьми….

Бутейко: – Пока я ставлю двойку «Зелёному поясу» за информативность.

Игорь Петрович: – Хорошо,  принимается.

Бутейко:На моё совещание не явились, надо было перенести на вечер. Чего ж вы так? Если на два совещания мои, кто-то не будет попадать, буду отнимать все документы, передайте всем. Дисциплина будет военная, размазня семейная будет уничтожена. Сейчас сложная ситуация и мир гибнет от неорганизованности и отсутствия дисциплины. Жестокая субординация должна быть, будем подтягивать, как только возможно. Потому, что мы должны показать пример организованности, иерархии, разума и дисциплины. Если у нас будет расхлябанность то, что ж мы будем показывать собственную глупость?

 

Ведение дневника

Значит, методисты обязаны иметь минимум два плаката для занятий и схемы дневничька. В дневнике должно быть обязательно. Первое, перечень симптомов больного, перечень диагнозов, перечень симптомов, да. Вот так по порядку надо вести. Ну, паспортная часть. Естественно на первой странице, паспортная часть, ФИО, адрес, год рождения, телефон, да. И основной диагноз, чтобы потом можно было сортировать, перечень всех диагнозов, перечень и симптомы отдельно. Основные методы лечения, которые они перенесли и их эффект которые испытали. На какой терапии находится перед началом лечения, что он применяет ежедневно? На чём он идёт, сколько ингаляций, сколько таблеток, вот. Затем значит, протокол глубоко дыхательной пробы, вот. И дальше собственно дневник. В дневнике должна быть дата, время, частота пульса, КП, МП. И другие важные показатели. Значит, у гипертоников там артериальное давление. У диабетиков количество инсулина, сахара в крови и моче, вот? И затем самочувствие. В конце дневника отзыв о методе и о методисте, отдельно. Перечень симптомов, которые исчезли или появились. Пожелание и подпись обязательно.

 

Практика показывает, что из всех наглядных пособий значит, обязательно нужно иметь таблицу. Это вы знаете, да? В первую тренировку КП и МП. И значит,  почему то больные очень любят, всё время ссылаются на эволюцию атмосферы и газов в крови. Почему то это страшно их убеждает, страшно очень любят, это вдохновляет их. Ну, тут надо показать в процентах. Не в миллиметрах дать, а в процентах. Что тут около 10% было СО/2,  когда мы были в утробе матери у развивающегося плода, а сейчас 2%. Ну вот. А остальные наглядные пособия это уже по желанию. Ну, ещё очень хорошо, – дыхание, запись дыхания. Абсолютно, обязательно нужно эти две таблицы, без них работать вообще, почти невозможно.

 

 

Вопрос КП и МП

Теперь, вопрос КП и МП немножко расползся, почему? Потому, что э как исторически было. Ну, в начале, была задержка дыхания с этого я начал. Потом, я дал, что это не задержка дыхания после выдоха не проба с Сабразе, а другое это МП. Я ввёл понятие МП. И больные под словом «максимум» жали и делали задержку дыхания в основном. Максимальную жали до максимума, максимальную паузу. И, что б утвердить в сознании больного, что это контроль, а не что-то другое я предложил назвать МП,  КП, переименовать. Чтобы ещё раз значить ударить по сознанию, что это контроль дыхания, а не лечение, это контроль дыхания, а не лечения. И убедился, что это мало влияет на больных. Они всё равно делают ошибки, ошибки всё равно у них есть. И тут возникла необходимость зафиксировать, вот то чувство недостатка воздуха, на каком моменте она появляется, которое тогда уже вошло в понятие КП. Потом, я ввёл понятие КП. Ну, этому уже лет 15. И тогда всё стало на своё место. Это стало КП, это МП, а задержка это дыхания будет задержанной частью. Это контрольная часть паузы, волевая часть паузы и задержанная часть паузы и за этой задержанной части паузы называется задержкой дыхания. Ну и формулу. Глубина дыхания равна 60 на МП, на 100, вот такова динамика. Потом оказалось, что особенно у тех больных, которые увлекаются задержками, тренируют задержки дыхания их можно натренировать. Когда приходит больной, натренировавши задержку дыхания 60 секунд, а у него СО/2 5,5, а не 6,5%, понятно? Вот, что оказалось, – несоответствие. Значит, эта таблица прекрасно работает у свежих больных. Вот если будем измерять паузу там всему миру то значит, эта  таблица правильная, СО/2 будет соответствовать. А если взять больных, которые особенно увлекались задержками дыхания, то тут не будет соответствовать. У них задержка 90, а СО/2 6.5 норма. И вот оказалось, тогда я ввёл понятие, что для натренированных больных МП для них является контрольной, понятно? Для натренированных больных, больных которые на нашем методе они ж другие люди. Им нужна другая таблица, это таблица им не годится, понятно? Значит, или им надо составлять новую таблицу для них или сказать, ты сколько лечишься полгода – год значит, это для тебя не МП, а КП будет, понятно? КП должна быть 60, а МП около 90 в полтора раза больше, в полтора раза если это на уровне нормы. Если здесь, то в два раза.  То есть, она ещё не линейная оказалась. И поэтому я не стал составлять здесь график КП параллельно, потому что всё равно здесь действие идёт максимальной паузы.

Перестройка в преподавание метода

Потом пошла динамика такая ж перестройка и с преподаванием метода. Значит, пока МП называлась КП то мы в методе, заводя больных в метод мы измеряли КП, понятно? Это, что б вам было понятно, почему это произошло с КП. Но когда я ввёл понятие КП для этого первого отрезка, то уже КП нельзя измерить в методе. Вот откуда значит, пошла эта динамика. Почему, потому, что если больной в тренировке дыхания будет на недостатке воздуха, он же находится уже в этой точке, понятно? Поэтому что можно измерить? Только волевую часть, а контроль он не находится как же вы не можете измерить эту паузу? Он когда может измерить эту паузу, когда он выйдет из метода. Когда из метода вышел, потерял чувство недостатка воздуха. Дыхание у него углубилось он, идёт на обычном дыхании, тогда он делает остановку дыхания и ждёт, ага 10 сек. КП, понятно? 10 сек. МП. Вот такая тут динамика произошла. Это крайне запутывает тех кто непосредственно не находится под нашим руководством, там чехарда идёт страшная. Но это хорошо можно выяснить, кто знает метод, кто не знает. По этим расхождениям мы спрашиваем можно померить КП в методе? Да конечно. Значит, он метода не знает. Это провокационный вопрос. Тут всё понятно теперь, кому не понятно то есть перепросите не стесняйтесь.

 

Вопрос: – А максимальная пауза?

Бутейко: – МП для тех, кто натренирован, она должна быть в полтора раза больше КП, для него это контрольная. У натренированных есть контрольная пауза, есть и максимальная. Они измеряют и контрольную и максимальную. Но контрольная у них вот эта, а максимальная в полтора раза больше, если она находится на уровне нормы. Если он натренированный находится на 20 секундах, понятно? То тут уже в два раза будет больше КП 20 сек. и МП 20 сек. А если 10 сек. у него у него контроль 10 секунд, а МП может быть 20. То есть, чем ниже у него пауза больше волевая часть больше по отношению к контрольной, понятно? Значит, у больных у которых максимальная  пауза 15 секунд, контрольная может быть 5 сек. и 10 сек. волевая. А у больных у которых 100 сек. контрольная, максимальная будет только 120, только на 20 больше, понятно? То есть зависимость оказалась не линейная. Чем выше вообще пауза, тем меньше в ней участок занимает волевая. То есть если он легко держит 90, то там быстро нарастает уже и он срывается.

Значит, теперь значит, посмотрите и учитывайте такие показатели. Зачем КП? Во первых, она нужна для определения тренировки, самого метода. Те больные которые и могут расслабляться и уменьшать дыхание и чувствуют дыхание то тем понятие КП не обязательно. А вот, те кто тренируются в основном на паузах они не чувствуют недостатка воздуха и диафрагму не расслабляют, для тех понятие КП важно. КП уловил и на этом пытается поддерживать недостаток воздуха вот в этой точке. Вот эта КП помогает объяснить методику. Я рекомендую больным, входить в метод, не постепенно уменьшая дыхание, а через КП. КП всё, отпускает дыхание и на этом он тренируется, что б ускорить тренировку.

Значит, теперь как можно установить и измерять больному насколько он уменьшил дыхание? Вот вошли в метод. Вот я сейчас всех загоню в метод и померяем насколько кто уменьшает дыхание, МП можно измерить в методе, трудный вопрос, да? МП в методе.

 

Значит, я сейчас ввожу новое понятие «Базальной паузы», «Базального дыхания». Что значит, «базального»? Основного, который идёт сутками. В те времена, когда больной не обращает, внимание на дыхание. Это другое дыхание чем то, которое находится в методе в тренировке. Значит, это тренировочное дыхание, когда он находится в методе, а то как нужно назвать дыхание? Оно название до сих пор не имело.  Мы назвали «Базальное дыхание». То есть, «базальное» или основное дыхание. Так же мы будем рассматривать все остальные константы «базальные», которые находятся основные. Не вмешательство, не вмешательство в сознание или другого фактора. На чём человек живёт? На какой температуре, на коком давлении и так дальше. Вне так сказать выводящих из равновесия константу факторов. Поэтому этого в физиологии понятия нет, я его ввожу сейчас, «базального» показателя. Но оно примерно основного обмена, но есть и другого. Показатели они в нагрузки могут быть, да. Основной обмен только при полном покое. Значит, базальные показатели это те показатели, которые идут регулярно у больного стабильно большую часть времени суток, когда нет воздействия на сознания этих факторов на константу и на этот фактор. Поэтому я ввожу понятие «базального дыхания». И «базальной» КП и МП. Базальной, подчёркиваю. То есть КП и МП которые вне метода. Сами понимаете КП и МП в методе совсем другие чем они были вне метода. Поэтому и большинство больных, что делают? Как они измеряют КП и МП? Они сразу не измеряют. А, вот сейчас буду, замерю КП и МП. Они садятся, успокаиваются, тренируют её немножко. Потом меряют показатели. Это ошибка. Он должен померить эти показатели мгновенно как только он вспомнил о них, что б он не успел изменить дыхание. Понятно? Потому, что 90% больных делают так. Входят в метод, там потренируются, потом измеряют паузу. И он базальной паузы не знает. Он меряет паузу тренировочную.  Вот, научить больных это делать.

Значит, больной измеряет базальную паузу, КП и МП. Потом входит в метод. И даёте ему команду, какую паузу измерить? Говорят КП, это вообще ужасно. Он измерять ей не может. Он может только частичку измерять, если больной легко тренируется. Затем он может её назвать волевой, – это неверно. Потому, что понятие волевой, будет у больного будет вызывать какие то другие ощущения, волевая часть. А надо ему сказать, измеряй МП до того момента в которой чувствуешь недостаток воздуха в конце МП. И больных надо предупредить, что когда они в методе то пауза обычно у тех кто уменьшают дыхания обычно бывает меньше, почему? Больной померил базальную и максимальную паузу 20 сек. Входит в метод он уже по секундам старается тянуть тоже до 20. То есть, более сильное напряжение чем он измерял МП до  метода, понятно? И тогда вы должны его научить делать МП всегда до стандартной трудности. Запомните эту  трудность. И если он хочет ставить личный рекорд им можно, то есть личный рекорд, можно делать. Иногда такая вещь является переключением дыхания на более высокий уровень СО/2. Он перескакивает на одну ступеньку верх. Потому что переключение уровней СО/2 в дыхательном центре происходит по ступенькам. Немало было у меня больных таких, что разобьются, а ночью проснулся, а дыхание идёт и у него приступ. Он в метод, или умру или выживу, понятно? (смеётся) Как зажал, потом смотрит, батюшки у него было 15, а уже 40. Отпустил и дышать не хочется, понятно? Он переключил дыхательный центр на новый уровень. Это можно использовать, вот.

 

Хорошо, значит, теперь вводится понятие трёх степеней силы тренировки, три степени силы тренировки должны быть.

Значит, правило правой руки знаете? Удобство поза, правильная осанка, глаза вверх, это ноги под себя, лотос, полулотос и святой звук ОУМ, ОУМ или «БУТ» то же самое для Стяжания Святого Духа. Пока это наиболее важные факторы уменьшающие дыхание.

 

Игорь Петрович, двойка

А сейчас вас загоню в метод. Померяем МП у всех. Значит, прошу идеальную позу принять. Так Игорь Петрович двойка, двойка. Нельзя садится полностью на стул, у вас рёбра не опускаются и поясница не прогнётся

Игорь Петрович: – почему?

Бутейко: – Невозможно. Идеально садиться на угол, тогда опускаются рёбра и вы можете прогнуть поясницу, понятно? Если рёбра вертикально поясницу прогнуть невозможно, понятно? Так, это удобство позы. Ноги можно скрещивать под стулом, руки нельзя скрещивать, скрещенные ноги помогают, почему то. Лотос, полулотос, а руки, йоги никогда не скрещивают. Значит, руки кладём как удобно, минимум напряжения у меня они вот в этом положении находятся. Откуда это въелось это выворачивание рук? Никак не могу выяснить, откуда это приходит. Никак не могу выяснить, где источник этой глупости. Вызывает напряжение предплечий, вызывающее напряжение диафрагмы, руки свободны, вот. Хорошо так, это организуете, это удобство и больные находят удобную позу. Значит, сесть удобно, чтобы минимум было напряжённых мыщц и голова должна быть на столбике качаться свободно, как привязанная. Идеальное положение: – затылок, плечи и крестец на вертикальной линии и ещё одно положение борода, подбородок над вырезкой грудины,

 

Правильная осанка

Правильная осанка, а как её достичь? Втянуть живот, подтянуть живот. Значит, не вытянуть, а ещё и подтянуть, можно руками заставить больных подтянуть живот, максимально подтянуть сколько это можно. Давайте подтягивайте, вот. А теперь живот расслабить и осанка держит живот. Так же потом все эти манипуляции потом будете заставлять больных ощущать дыхание.

 

Подъём глаз вверх

Теперь, что третье знаете, да? Подъём глаз вертикально вверх, зрачков. Так, прошу поднять зрачки. Так, Игорь Петрович двойка, вертикально вверх, плохо. Вы должны показывать больным. Так, кто поднимет, ну-ка, ну-ка.

Игорь Петрович: – фыркнул.

Бутейко: – О! Юля лучше всех. Покажу, как это нужно делать. Чтобы зрачки были вертикально и радужки не было видно, понятно?

Игорь Петрович: – Совсем?  

Бутейко:Да-да, это очень важно. Это самый длинный пальчик это самый сильно уменьшающий фактор. И на него методисты меньше всего обращают внимания,

Игорь Петрович:Как долго можно так держать?

Бутейко: – ВЕЧНО!

Бутейко: – Это основное положение. Значит, больно, появляется боль, значит, до боли. И потом боль будет уходить всё выше, выше. Постепенности наш закон.

Игорь Петрович: – Получается, что в методе постоянно, постоянно, три часа подряд нужно в методе.

Бутейко: – Да, глаза выше и особенно и человек должен особенно спать с поднятыми глазами. Потому детей нужно укладывать вниманием туда, куда они вниманием на двери или, что либо. Они должны ложится внимание на двери, глаза туда. Они будут спать с уменьшенным дыханием.

Бутейко: – Так Игорь Петрович ДВОЙКА глаза. Ну, что не тренируетесь?

Игорь Петрович: – надоело уже дома делать.

Бутейко: – Ну как надоело, не можешь же сделать, а?

Игорь Петрович: – Ну, так понятно, ДВОЙКА, голову не задирайте. Теперь значит, вначале можно так, два способа есть, закрыть веки и с закрытыми веками подымать и второй способ с открытыми веками подымать. С закрытыми веками вообще никто не подымет, да? Даже вон у Ани прыгают веки (смеётся). Понятно? Голову задираешь не годится, голова должна быть свешена.

 

Второй момент значит, поэтому я считаю можно и так и так тренировать подъём глаз. Я считаю что методика освоена когда глаза становятся вертикально. Если глаза не вертикально методика считается не освоена, да. Ну, я ж показал, как когда радужки не видно как будто есть бельмо, это вот  идеально поднятые глаза.  

Второй этап  потом глаза когда стоят вертикально надо научиться постепенно закрывать веки, закрытие век и тут зрачки упадут. Это вторая степень, да. Вторая степень трудности, поднять глаза и опустить веки, то же постепенно заниматься. Ну, тут вообще…. Ну-ка Юля опускай веки, да Юля опускай веки, да. Опускай веки не можешь опустить, глаза упали видишь. (смеётся) Что значит, лучший методист.

Вторая степень трудности когда  Веки опускаются полностью, покажем как. Веки туда, а зрачки туда.  Ну что ж  всем ДВОЙКА.

 

Огромное значение уделить изучению дыхания, на каждом занятии

…дыхание ощущать должен, ощущать, первое. Если не ощущать должен, хотя бы услышать. Или хотя бы раздеться и увидеть, нет. И четвёртое это просто прощупать я говорю, вот, на ощупь. Рука, ведущая рука на эпигастре, под ложечку, здесь лучше всего ощущение. И вы если проверяете у больного дыхание сзади заходите руку сюда и можете проверить как у него диафрагма.

Значит, огромное значение уделить этому, изучению собственному дыханию, на каждом занятии. Потому, что ощущение дыхания меняется по мере его нормализации. Большинство людей чувствует дыхание, движение воздуха в носу, примерно больше половины. А вот остальная половина чувствует в носоглотке движение воздуха, движение воздуха по бронхам чувствуют. Тогда очень легко им регулировать глубину дыхания буквально до какой пуговицы можно сказать. Но это примерно пятая часть больных. Некоторые чувствуют, как двигается живот или рёбра. Некоторые чувствуют, вообще ничего не чувствуют. Некоторые чувствуют кожей дыхание. Одна женщина чувствовала бёдрами дыхание. У каждого свои ощущения, вот. Если больной не чувствует дыхания и так он его не контролирует, ему нельзя тренировать дыхание, он не знает что от чего. Это очень важный момент, потому что обычно как ну сели, выдох, пауза и пошли трата та тра-та-та, а дыхание не чувствует.

Значит, если больной усвоил суть открытия, глубокое дыхание причина болезни и почувствовал дыхание, он уже может почувствовать и  второе оценить изменение его интенсивности. Он должен почувствовать в носу и оценить. Вот оно сильнее пошло или слабее. То есть, после ощутить или оно усиливается или оно уменьшается, вот. Только фактически после этого вы можете ему, что то делать с дыханием. Его регулировать дыхание и потом уже вы на этом ощущении уже второй третий день перебираете все факторы правой руки, как они влияют на дыхание. Значит, вот дыхание ощутили а теперь вот, сядьте удобно это обычно забывають. Вот он удобно сел. Ну-ка посмотрите у кого дыхание уменьшилось, ну вот у меня уменьшилось от того что удобно сел.

Второй фактор примите осанку ну-ка теперь посмотрите? Вот дыхание ещё уменьшилось понятно или не уменьшилось.

 

Подъём глаз

Теперь поднимите глаза, оцените этот фактор ууууууу! Почти остановилось дыхание, ух какая сила в этом, понятно?

То есть вот эти пальцы это не формально ляляля и пошёл тары бары. Он должен прочувствовать, на сколько этот каждый фактор влияет на дыхание. У вас же академия дыхания будет, а ни что не будь. Этого ничего никто в мире не знает и не разбирает, понятно? Что дыхание вообще не известно.

 

Расслабление диафрагмы (Управление диафрагмой)

И вот теперь значит, второй момент очень важный. Это расслабление диафрагмы, проверка расслабления диафрагмы это там третье занятие. Когда они всё ощутили вы можете уже ещё раз конкретно выявить, кто управляет диафрагмой, кто не управляет. И поэтому когда вы им замерили КП и МП расслабтесь. То есть, говорите им сядьте удобно. Все факторы правой рук вы сделали, а теперь расслабьте диафрагму. Ну, напряжение и расслабление можете показывать напрягая всё. Живот, что бы люди поняли много раз поняли они поняли саму суть и ухватили. И потом значит, вы даёте команду и говорите. Вот сейчас я дам команду расслабить диафрагму, полностью расслабить диафрагму, полностью расслабить диафрагму. Если владеет человек диафрагмой, полностью  расслабит, что будет? Полная остановка дыхания и вот они должны почувствовать. Значит, у кого диафрагма продолжает двигаться, дыхание не остановится, диафрагма не расслабляется. Для них метод может не расслабления, а только, что? Паузами может лечить, т.е. лечение задержками дыхания у него останется, единственный удел. И вот таким больным нельзя разрешать быть постоянно в методике. А мы даже сейчас не знаем, какой процент из них не управляет диафрагмой. Примерно четвёртая часть, два, три из десятка из 12 человек диафрагмой не управляет. Они или прикрывают голосовую щель, останавливая дыхание или напряжением уменьшают дыхание. У меня такой выявился один шизофреник там. Три года было хорошо ему. Ну, потом он конечно сорвался, питание и всё, переключился и сорвался и будет погибать, ничего тут не сделаешь. Правда и до какой то степени он пытался меня учить как выйти на высший уровень сознания, поднять Бутейко на высший уровень сознания.

Игорь .Петрович: – и не смог научить? А? Не смог научить вас? 

Бутейко: – Меня, да не смог. Опять шизофрения к нему вернулась, понятно? (смеётся). Наполеоном себя считает, ну вот.

 

Заставьте расслабление проверить МП

И вот значит, вот здесь появляется интересная штука. Заставьте расслаблением именно, проверить вот МП. Внимательно наблюдайте за движением диафрагмы. Значит, наиболее совершенные, те которые могут расслаблением диафрагму держать пока не сорвёт дыхание на задержку. Я могу, я расслабляю диафрагму, я диафрагмой держу до тех пор, пока дыхание не сорвётся. Значит, я управляю диафрагмой вот до этой точки, до срыва дыхания, поэтому это наиболее совершенные люди.  

Если раньше начинается срыв движения диафрагмы, вот на этом участке. Тем менее совершенна регуляция, диафрагмой. Значит, совершенно не поддающиеся так сказать люди, которые вообще не могут держать диафрагму дыхание всё равно у него идёт. Но есть такие, у которых срыв диафрагмы будет вот на средине КП. Вот тут, когда дыхание заработает, а потом почувствует недостаток воздуха. Очень  интересная вещь. Проверьте у своих больных, что появляется или движение диафрагмы или чувство недостатка воздуха. Это очень важный момент в оценки потом как больной пойдёт. И увидите чем у него выше чувствительность, чем раньше чувствует недостаток воздуха, тем у него меньше КП и больше МП, тем он лучше осваивает метод и лучше управляет им. Это чувствительные люди. Значит, идеально так сказать совершенный человек, когда он чувствует недостаток воздуха, он где то здесь, ну вот, КП у него будет не очень большая, а потом волей он может держать очень долго. Но тут два сочетания в основном, высокая чувствительность и трусость. Если высокая чувствительность недостатка воздуха он рано почувствует, а если он трус он МП долго не протянет, понятно? Если он высокочувствителен, и ещё железная воля то КП 10 сек, а МП две минуты. И такие потом хорошо тренируются хорошо выходят из паузы.

И обратная сторона когда у него МП и КП почти  совпадают. Это  обычно психически больные люди и т.д. в частности у шизефреников. И поэтому значит, вот этот момент интересный, чем они определяют КП? Чувством недостатка воздуха или движение диафрагмы у них, что первое будет. Если движение диафрагмы, а потом недостаток воздуха, – это менее совершенные. Им трудно тренироваться. И вот такие всегда против насилия над дыханием, понимаете? Это уже вот 4-5 человек таких активных борцов за не насильственное дыхание именно те у которых диафрагма срывается раньше чем чувство недостатка воздуха. Ну, диабетики вообще менее совершенные люди, из нашей патологии наиболее совершенные люди у которых есть………… бронхо спазм. Это сопляки с отдышкой, понятно? (смеётся) Наиболее совершенные люди оказались, ах ты сопляк, работает механизм этот и работает механизм этот.  

 

х х х х х

 

Зевота

Зевота значит, не с моей точки зрения, вообще зевота очень многообразный показатель. Значит, сглаз, порча, зевоту вызывает и когда снимается порча, зевота тоже начинается. Больной входит в метод, а метод усиливает наше биополе и снимает наговор же методом, начинается зевота поэтому (из зала, –  хороший?) да, хороший показатель.

 

Три степени тренировки

Значит, вот приближаемся теперь к трём степеням тренировки дыхания. Значит, когда уже больные более или менее освоили метод каждый день, вы им метод усложняете, больше всего раскрываете понятно? Больше в водите в методику с каждым днём об одном и том же, только широко и больше глубоко. Потому, что в один день вы ж не сможете всё сделать. Чуть-чуть осаночку поправили, МП померили. Даже  контрольную не обучайте в первый день. Делайте глубокодыхательную пробу хорошенько один, а то и два раза. Вначале вызывайте самых тяжёлых двух больных там. Потому, что самым тяжёлым вы должны  щупать пульс, а потом уже делать остальным  дыхательную пробу. То есть не всей группе сразу тем более детям. Значит, хулиганистых детей сажать перед собой и с ними заниматься. В основном остальные будут повторять. Там  глухих посадите впереди, потому, что глухие будут садится самыми последние и т.д. Значит, это всё организация группы. Тут же выбирайте его старостой группы и его помощник.

Так вот, теперь значит, когда больные уже ощутили дыхание, чувствуют дыхание и всё прочее. И вот вы их заставляйте, потому, что  большинство расслабляют диафрагму. И вот теперь расслабляйте диафрагму, но не полностью. Значит, надо теперь уже научиться, дозировано расслаблять диафрагму. Потому, что если полностью расслабить будет остановка дыхания. Значит, примерно так наполовину, просите их расслабить дыхание, расслабить диафрагму. Но, иногда можно даже попробовать вот все эти пять пальцев проделать и у больных уже уменьшилось дыхание. Даже не давая команду, расслабьте диафрагму, дыхание уже будет идти уменьшено – это  особенно для тех кто диафрагму не расслабляет.

 

Просите следить за дыханием и войти в метод

Эти пять факторов у них тоже уменьшают дыхание.  И вот теперь просите значит, следить за дыханием и войти в метод. Значит, лёгкая степень тренировки дыхания будет такая когда больной не чувствует недостатка воздуха. Он почувствовал, что дыхание уменьшилось, движение воздуха уменьшилось, он чувствует. Потом он показать его, что здесь снимается симптом или бронхоспазм или какая-то боль уменьшается. Затем, что идёт потепление как вы знаете, да? Вначале бывает в лицо в руки, т.е. не важно, куда идёт потепление как показатель уменьшения дыхания. А чувство недостатка воздуха он не имеет. Значит, он уменьшает дыхание, где? Вот на этом уровне, в зоне КП уменьшил дыхание и чувство недостатка воздуха не получил, это лёгкая степень тренировки. Это вот все шизики, все психически неустойчивые все эти трусы вот маловеры и все неверующие и т.д. Держите их на этом уровне. Это лёгкая степень тренировки, когда он не задыхается не чувствует недостатка воздуха. И когда вы дадите такому больному команду сделать МП, сколько будет у него МП? Примерно 15 сек, у него будет МП, понятно? Когда была 20 пауза исходная у него будет какая пауза? Вот он здесь находится – 5 сек. у него будет, понятно? КП – 5 сек и 10 сек. волевой части. То есть, у него МП будет 15 сек. Он 5 сек. захватывает КП, понятно? Кому понятно? Не стесняйтесь, всем понятно? Это лёгкая степень тренировки, он уменьшил паузу МП на 5 сек. на ¼ паузы на 25%, Это лёгкая степень тренировки, вот. Вот давайте всем трусам, маловерам там и т.д. с психическими нарушениями и т.д. вот. Но с психическими нарушениями он может даже вот здесь быть у него КП, он даже может здесь тренироваться, а чувство недостатка воздуха не имеет. Причём если почувствует недостаток воздуха у него чувство дыхания теряется, вот.

Теперь если больной вошёл в метод и находится в этой точке, он чувствует недостаток воздуха, лёгкий недостаток воздуха. Это есть средняя степень тренировки, он находится в этом районе. Если даёте команду измерите МП у него МП будет 10 сек. около 10 сек. Понятно? А есть люди, которые жмут во всю как Владимир Анатольевич как вошёл в метод что ногти и губы посинели. Вот уже третий человек на моём счету, который тренировался до посинения. А можете нам показать продемонстрировать, сможете как не будь? Вот я как не старался но только в голодовку когда я вот на 6-7 недели был в голодовке там я мог уменьшать дыхание до посинения ногтей и губ. А вот сейчас я не могу так себя задушить, чтоб посинеть (я через напряжение это тяжело. Носёлов). Попробуйте, кто сможет, посинеть в методе? Вот наблюдайте, вот ногтевое ложе. Вот беленький участок, вот второй участок, вот он первым начинает синеть. И губы вот. Значит, возле лунки первый участок начинает синеть и губы вот. И вот на грани светлого, вот тут начинает синеть, полосочка синяя появляется.  Если находится он здесь, то сколько у него МП? Всего 5 секунд, понятно? Это сильная степень тренировки. Или вообще 2 – 3 секунды если он находится вот здесь. Методу нет предела «ыы», он срывается. Это сильная степень тренировки. Значит, вот можете методом т.е. МП померить степень самоудушения больного, т.е. силу тренировки. Но это не все больные усваивают, наиболее высокообразованных больных вы можете научить именно МП регулировать степень тренировки, да? Он может уже объективно оценивать, насколько он уменьшает дыхание. Вот насколько он подымает СО/2. Но это вот теперь у нас капнографы появились и в Москве и в Новосибирске. У нас этот вопрос был не разработан. В среднем мы говорили, что тренировка дыхание повышает СО/2 на 0,5% средней степени тренировки.

 

Вопрос: Скажите пожалуйста, зависимость СО/2 в альвеолярном и в крови? Сколько там, есть какая то зависимость? Конечно есть. Есть да!

Сейчас это узловой момент, на котором наши враги пытаются нас сфальцифицировать, очень интересная штука здесь. Значит, мировая всемирная физиология, клиническая физиология, вот сейчас появились приборы, газовые анализаторы там. На разных принципах построены. Которые определяют СО/2 в выдыхаемом воздухе с точностью до 0,1%, со скоростью запаздывания на 0,1 сек. наиболее совершенные приборы. И записывает график СО/2, как идёт повышение СО/2. Ну, нам всё ясно. Нас пытаются значит, Федосеева и Исаева эта безграмотная компания пытаются сейчас уличить Бутейко. И даже Денисенко иудушка предатель написал же в «Медицинской газете» дурацкую статью.

 

Бутейко: – там собрались слушатели нет в зале? ….. буду объяснять так,  что происходит?

 

Значит, буду объяснять так, без плаката. Ну, альвеола, альвеола и здесь выход идёт, воздух входит сюда и вентилирует альвеолы, здесь идут сосуды которые, между которыми идёт газовая динамика между альвеолой и кровью. И поэтому в норме СО/2 в альвеолах и в крови различаются не более чем как на 1 мм. парциального давления, в крови, СО/2 в крови и в альвеолах, если лёгкие не поражены, вот. А по мере поражения лёгких, что происходит? Уплотняется мембрана альвеолы мембрана, сосудов идёт склерозирование, понятно? И всё хуже и хуже газы проникают туда и сюда и первым страдает О/2, начинает плохо проходить в кровь. Потому, что СО/2 в 20 раз более проницаемо, чем кислород. Поэтому первым делам начинает развиваться что? Гипоксия,  кислородное голодание по мере развития болезни и перехода из стадии в стадию. Значит, в болезни надо разделять два фактора, переход из стадии в стадию и переход из более лёгкой в более тяжёлую форму. В старой медицине всё это перепутано полностью. Там более тяжёлая форма считается стадия и т.д., понятно? вот гипертония стадия болезни там низкое давление выше давление, выше давление, – глупость. Давление показатель тяжести болезни,  а не стадии и при переходе в стадии оно обычно понижается. Поэтому переход в стадии  нужно считать по нашей науке, переход из более ранних форм в более позднюю, когда развиваются в основном склеротические процесс, степень развития склероза должно определять стадию болезни. А тяжесть болезни проявляет выраженность симптома, вот выраженность глубины дыхания, понятно? Или уровень СО/2, вот. Потому, что низкий уровень СО/2 это более тяжёлая форма чем более высокий. То есть, стадия определяется по константам, насколько она сдвинута. Чем сильнее константа сдвинута, тем более тяжёлая болезнь. Поэтому болезнь нужно определять по СО/2 по этим уровням вот. Есть очень низкое СО/2 значит тяжёлая болезнь, менее низкая, ну как у больных и учитывает ещё и стадию. То есть, степень развития склероза. Потому, что развитие склероза может достичь такой, что и СО/2 начинает приходить в норму, потом начинает повышаться. То есть при глубоком дыхании и хорошей вентиляции альвеол, сильной вентиляцией у астматиков, вот 15 литров в минуту вентилирует в лёгких. А в крови СО/2 может быть выше нормы и резкое понижение кислорода. Поэтому функционально я предлагаю делить стадии болезни на три стадии.

 

 

Три стадии болезни:

 

Первая стадия болезни

В первой стадии, когда нет склероза тогда глубокое дыхание у астматика и СО/2 в крови понижено. В альвеолах СО/2 понижено и в крови понижено. А кислорода почти столько же. Потому, что глубокое дыхание кислорода не добавляет, – это первая стадия болезни.

 

Вторая стадия болезни

Когда имеется понижение кислорода в крови, а СО/2 может быть в норме в крови, а в альвеолах нарастает дефицит СО/2, понятно? И вот во всех стадиях болезни СО/2 будет в альвеолах увеличиваться даже. Потому, что нарастает дефицит СО/2 в альвеолах, понижается СО/2 в альвеолах, а в крови будет наоборот. В ранних стадиях был дефицит, понятно? В средней стадии станет норма СО/2 в крови, в альвеолах мало, а в крови норма СО/2. А в поздних стадиях, когда он уже синий постоянно резчайшая гипоксия в крови, понятно? и СО/2 в крови выше нормы.

 

Вопрос: а какая норма СО/2 в крови при нормальном дыхании?

Ответ: 6,5%.

И вот, что получается, а измерение СО/2 в альвеолах в мировой медицине, – дурацкое вот, что можно сказать, а не то что глупое. Как измеряют СО/2? Значит, что у здоровых больных? Как померить СО/2 в альвеолах, измерить. Значит, пишется СО/2 повышается и потом переходит в такую как бы кривую, вот это плато.  И чем дольше больной тянет выдох тем выше будет СО/2. И считается вот в конце выдоха СО/2 это есть альвеолярный СО/2. Это зависит от длины выдоха. Вот какая штука. И если не у лёгочных больных это делают, тянут СО/2, тянут, тянут и СО/2 в альвеолах завышает немножко ну не очень сильно, потому, что оно и в крови понижено. А в лёгочных больных, что?....в альвеолах будет низкий там. 4% будет понятно? А заставляют мерить больного в альвеолах СО/2 длинным, длиннейшим выдохом столько сколько он может. Тогда СО/2 в альвеолах во время выдоха повышается, повышается. СО/2 накапливается, накапливается и оказывается и в конце становится выше нормы, понятно?

 

Врач Кривоносова: – Константин Павлович у меня у сына все замеры делают на глубоком дыхании. Он сейчас вообще не может делать замеры на глубоком дыхании….. (Бутейко, это на спирограмме?) Ну да. Это же ужас я же теперь посмотрела на это другими глазами, конечно! – это же просто ребёнка убивают, живьём.

Бутейко: – Ну, да. Делают глубокие вдохи и выдохи все замеры. Но это статистика международная. Поэтому там эти показатели надо потерпеть и сделать. Глубокое дыхание там даётся полминуты всего.

 

 

Вопрос: – а объём лёгких?

Бутейко: – А это потому, что у глубокодышащих объём лёгких уменьшается, а на нашей методике, спирометрия растёт. На нашей методике растёт объём лёгких, а глубокое дыхание его сокращает. Конечно потому, что лёгкие же растут новые на методике. А глубокое дыхание их атрофирует. Жизненная ёмкость уменьшается у глубокодышащих она уменьшена. Если начинает нашу методику применять и объём лёгких увеличивается. Даже приходится иногда перешивать рубашку. И вот, что получается, что у тяжёлых и в поздних стадиях болезни у больных астматиков, СО/2 в альвеолах очень низкое, там может быть 4%, а в крови может быть 8%, понятно? И если стандартной методикой международной мерить СО/2 в альвеолах на длиннейшем выдохе то они меряют не в альвеолах, а в крови.

И Федосеева и Исаева на конференции в Москве они закричали. А, Бутейко не прав. Есть астматики у которых в альвеолах СО/2 выше нормы, понятно? Значит, вот этим больным и то, что этот кретин Давиденко пишет, тяжёлым больным метод не показан. Мало того они начали мерить СО/2 в крови, там …… появился. Такая кандидат Наук, дура набитая, не пришла ко мне и не посоветовалась. Взяли у астматика кровь…. Он был. синюшный, а СО/2 оказалась 8% у него в крови. Так, что ему дали? Метод Бутейко не дали. Ему дали глубокодыхательную гимнастику. Дыши глубже, учит же их Давиденко. Давиденко их учит, дыши глубже тяжёлых  больных астматиков у которых цианоз с синюхой. Не понимая, почему же у них СО/2 в крови  выше, чем в норме. Потому, что глубоко дышит. Надо ему уменьшать дыхание и СО/2 в крови будет понижаться. СО/2 в альвеолах будет повышаться, понятно? А СО/2 в крови будет понижаться. Но они идиоты померили бы вентиляцию лёгких. У больных же вентиляция должна быть 3 литра, а он дует 15 литров в минуту. Поэтому очень важным показателем является теперь усреднённый СО/2 в выдыхаемом воздухе, средний СО/2 в выдыхаемом воздухе, Надо мешок Дугласа, клапанный коробку как у нас была на комбайне. Вдох сюда, выдох сюда. И вот средний воздух там будет совершенно чётко будет показан, что СО/2 будет малым, почему? Вентиляция 15 литров, обмен веществ не изменился потому средний СО/2 в мешке будет низким очень. А он вообще сейчас игнорируется.

Мало того сейчас по сговору негласному сговору среди медиков функционалистов МОД у больных не меряется на спирограмме, минутный объём дыхания. То есть, вентиляция лёгких в минуту в покое вообще перестали измерить, почему? Она ж по мере нарастания болезни увеличивается, а они какое пишут заключение? Недостаточность дыхания 3 степени, это когда? Когда у больных 20 лит. вентиляция лёгких (смеётся)  Так они пишут под заключением недостаточность дыхания. А вентиляция же лёгких не 3 литра, а 15. Так, что бы эти 15 литров не видеть так они, что? Перестали их измерять, понятно? (смеётся) Какой идиотизм сплошной. Вот на чём сейчас пытаются нас сейчас подсечь и довольны, невероятно. Тот  же и кретин Давиденко он же меряет показания он увидел, что глупым методом всё это. (Кривоносова. Давиденко в реанимацию на сутки в таком жутком состоянии больных отправляет). Ну да. Вот, что значит, они не посоветовались со мной, попали в такую глупость. И со своей статьёй как пример невежества. Они этой статьёй не понимают ни сути ни метода ни открытия ни чего. Вот, что надо было сказать на сегодняшний день.

 

 Теперь значит, старайтесь сейчас подыматься от физиологии на сознание, мышление и идеологию, подымайте методику. Мы слишком долго завязли на физиологических объяснениях, подымайте. Чаще всего начинайте и кончайте занятие на том, что делает дыхание глубокое с сознанием, с мышлением, с идеологией. Хватит нам так сказать вот на уровне пупка. Давайте поднимемся до сознания. Я считаю так.***

 

(Текст даётся в авторской редакции К.П. БУТЕЙКО)