КИЕВСКИЙ ЦЕНТР  ПО ИЗУЧЕНИЮ НАУЧНОГО  И  ДУХОВНОГО

НАСЛЕДИЯ К.П. БУТЕЙКО, АВТОРА  МЕТОДА  "ДЫХАНИЕ по БУТЕЙКО МЕТОДОМ ВЛГД"

(ЦЕНТР не МЕДИЦИНСКИЙ  и не ЛЕЧЕБНЫЙ)

Центр основан 28 июля 1979 г.

 

На базе центра разработан "Научно-Практический проект "ВИРЛИЦЯ" (Научный руководитель К.П. Бутейко).

 

Главная цель данной (компьютерной) программы состоит в создании информационных банков, включающих как тестовые, так и графические базы данных, используемых в учебной (школы, лицеи, университеты), а также научно-исследовательской работе и для широкого круга людей, интересующихся вопросами мировой культуры.

Основной целью нашего центра являлось изучение взаимосвязи духовных традиций древнего мира с физиологией человека, поскольку физическое совершенство достигается только путём совершенства духовного. 

 

Пісня мого Роду

Матінка Водиця (ст. слав. д ы х а н и е) усьому цариця.

Говорять що Дунай тече посередині  Вирію (Вирлиці) із під Дуба.

Протекла Дунай-река, ко городу, ко КИЕВУ. (Рыбников т. 1, стр. 391).

    

 

ТОПОНІМІКА  УКРАЇНИ в Творчості Тараса ШЕВЧЕНКА

 Пам'яті Максима Рильського

 ТИХИЙ ДУНАЙ

Але Шевченко не бував і на Дунаї. Чому ж він так рясно зустрічається в його віршах, та ще й переважно з лагідним ласкавим, ніжним епітетом «тихий Дунай» в дусі народної пісенної традиції, де цей вираз переважає над протилежним - «бистрий, бистренький»? Такий ми зустрічаємо єдиний раз в «Кобзарі» в поемі «Причинна»: «Чи з бистрім Дунаю коня напува?» (1, 4), що нагадує старовинну козацьку пісню про козака і коня:

Ой коню ж, мій коню, коню вороненький,

Я ж тебе запродав на Дунай бистренький,

За Дунай бистренький, за бистру річку,

Молодій шинкарочці за мед, за горілку!

 

Ось пісня Настусі з поеми «Сотник»

Полетіла б у діброву,

У зелений гай,

Полетіла б, чорнобрива,

За тихий Дунай.

(ІІ, 191)

 

Або пісня Мирини в однойменній поемі:

«Ой гиля, гиля, сірії гуси,

Гиля на Дунай.

Зав'язала головоньку,

Тепер сиди та думай!»

(ІІ, 120)

 

Надзвичайна популярність Дунаю в українській народній поезії.

Не бий мене, муже, не карай,

Бо тебе покину, діточок маленьких,

А сама поїду за Дунай.

 або:

 Ой Дунаю, Дунаєчку, тиха вода;

Кому я ся полюбила, я молода?

 поглянемо, в яких широких образних узагальненнях і порівнянньнях уже соціально-громадського характеру згадується Дунай в історичних піснях.

Дунай постійно фігурує в старих козацьких піснях:

Хто не пив води да дунайської,

Той не їв каші козацької!

 Корінням цієї популярності Дунаю в українському і взагалі в слов'янському фольклорі сягають в далечінь віків, значно глибже за козацькі походи ХУІ - ХУІІ ст.., за «Слово о полку Цгоревім» ХІІ ст.. (де вже згадується Дунай), навіть за походи Святослава, Ігоря і Олега. Стежачи за ними, ми доходимо до світанку слов'янської державності, до епохи мандрівки народів і великого розселення слов'ян.

 

АКАДЕМИЯ  НАУК  СССР

Институт Этнографии им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ

Институт Русской Литературы

СЛАВЯНСКИЙ  ФОЛЬКЛОР и историческая действительность

ИЗДАТЕЛЬСТВО  «НАУКА»  Москва  1965

 

Русский Народный Свадебный Обряд (фрагмент традиции дыхания, Героического Эпоса)

Былина о Дунае  В.Г. Смолицкий

«Дунай - одна из самых распространённых русских былин. Популярность былины сочетается с удивительным постоянством текста. В отличие от многих других произведений русского героического эпоса, «Дунай» по существу не знает вариантов. Различия в сюжете даже между записями из разных районов очень незначительны, причём в большинстве случаев одни тексты не противоречат другим, а дополняют друг друга. По справедливому замечанию В.Я. Проппа, «эта устойчивость свидетельствует о том, что народ дорожил этой былиной в том виде, в каком она существует».

В самом общем виде содержание былины сводится к следующему: герой один или с помощниками, добывает князю Владимиру  н е в е с т у  в другом государстве, а затем женится сам на сестре княжеской невесты; на пиру; на Пиру между героем и его женой происходит ссора, в результате которой герой убивает свою жену и кончает жизнь самоубийством.

Композиционно былина состоит из четырёх эпизодов, тесно связанных между собой.

1. - Владимир ставит перед богатырями задачу найти ему невесту. За выполнение этого поручения берётся ДУНАЙ

2. - ДУНАЙ добывает Владимиру невсту.

3. - ДУНАЙ встречает в Поле (откуда поляне, - И. П.) Настасью и везёт её в КИЕВ.

4. - Между ДУНАЕМ и Настасьей на Пиру вспыхивает ссора или спор, которая приводи к гибели обоих.

 Вс. Миллер первым обратил внимание на связь былины о ДУНАЕ с летописным рассказом о женитьбе Владимира на Рогнеде.  

 

   

И поют птицы вещие в Ирии (ВЕЛЕСОВА  КНИГА)

Кто отведает злато яблочко, тот получит вечную молодость. Так был ИРИЙ посажен в Рипейских горах. И поют птицы вещие в ИРИИ, там ручьи серебрятся хрустальные, драгоценными камнями устланные, в том саду лужайки зелёные, на лугах трава мягкая, шёлковая, а цветы во лугах лазоревые. Не пройти сюда, не проехать, здесь лишь боги и духи находят путь. Все дороги сюда непроезжие, заколодели-замуравели, горы путь заступают толкучие, реки путь преграждают текучие. Все дорожки-пути охраняются василисками меднокрылыми и грифонами медноклювыми.

 

РАЙ-ИРИЙ (ВИРЛИЦЯ)

Настоящее «Сказания» тесно связаны с известной «Велесовой Книгой» и являются собранием устных народных преданий, повествующих о временах, отображённых в «Велесовой Книге», а порой и более древних событиях, имевших место в праславянской истории. На примере этого сказания про Рай-Ирий  К.П. Бутейко открывал свою Народную Академию Спирокультуры, культуры дыхания в Центре «Вирлиця» находившийся возле легендарного озера «Вирлиця», современная станция метро «Харьковская».

«Сказания» хорошо ложатся на мировые законы физиологии дыхания в том числе на «Открытие» и «метод ВЛГД» Бутейко.

«Велесовая Книга» также хорошо описана на атомно-молекулярном уровне биохимиком НАН Украины, института биохимии им. А.В. Паладина  М.Ф. ГУЛЫМ, и носящая название процесса «КАРБОКСИЛИРОВАНИЯ» фиксация СО/2, и хорошо изложена Максимом Федотовичем  в своей книге под рубрикой «Для допитливих»  - СО/2 «Вуглекислий газ і життя», К., «Знання», 1968, на которую Константин Павлович Бутейко постоянно ссылается во всех своих выступлениях и которую рекомендовал всем как настольную книгу, которую должен иметь каждый культурный человек на своём письменном столе.    

 

СКАЗАНИЕ  ПРО  РАЙ - ИРИЙ

В прежние часы, во времена давние ходили Пращуры наши по степям. Стада гоняли в телегах жили, и всё добро - на возу, и жена с детьми, и всё добро - скотина в степи - овцы, коровы, лошади.

 

 

"Старик" - всем Дедам Дед

И был в те времена СТАРИК один самый древний - всем ДЕДАМ ДЕД. Был он весь сивый, а корова жёлтая и аж зелёная от старости, от всех тех годов, от каких не осталось, ни сынов, ни дочек, ни внуков, а правнуки уже переженились давно, у самих бороды сивые, и праправнучки скоро замуж выйдут.

И не боялся этот Дед говорить правду, даже царя укорял, если надо. И было ему за это уважение великое и все к нему за советом шли, несли Деду кусок лепший, малину-ягоду сладкую и землянику лесную, а Дед брал и раздавал детям.

 

...правду скажет про времена ещё древнейшие и про «звичаї Пращуров».

В те времена люди не знали ни хлеба, ни картошки. Собирали щавель дикий в поле, искали катран - корень сладкий, да жёлтых петушков листья зубчатые. Тем и жили, молока пили, на свято мясо ели и горя не ведали.

Сядут ночью у костра большого, а Старый ДЕД бывальщину заведёт, побасенки людям рассказывает, а теми побасенками и правду скажет про времена ещё древнейшие и про «звичаї Пращуров».

 

...где семь речек течёт, где стоит Рай-Ирий

«Теперь не знаете вы, люди добрые, как Пращуры наши Царей хоронили. Выкопают Могилу (Курган), положат Царя в убранстве, а с ним и коней его добрых, и воинов, вместе павших, и слуг его верных. А с ними вместе и жену его, что сама на себя наложила руки, перед санями царскими убиваючись, чтоб вместе с ним ехать в край дальний, на святую воду Большой Реки, где семь речек течёт, где стоит РАЙ-ИРИЙ.

Там цветы цветут, никогда не вянут, там птицы щебечут в кустах зелёных, с которых лист никогда не падает. Там сын мой живёт родимый, который в бою сложил голову от недруга злого. И там все наши ДЕДЫ и ПРАДЕДЫ свивают снопы на полях Сварожьиих, а на свои поля уже никогда не придут, на коров и овнов своих не глянут.

 

И в том Рае-Ирии ясном птицы зимой живут, весны дожидаются. А когда придут Крышний с Вышним, зазеленеет трава и зацветут вишни, летят домой под крышу свою находят гнездо, в котором птенцов прошлый год выводили и готовятся в этом ещё выводить.

Летят скворцы и жаворонки, летят ласточки и поют и щебечут а о чём - мы не разумеем. А щебечут они слово ясное, несут нам привет с Того Света от родичей, что ушли гонять стада сини в НАВИ, а про нас помнят и хотят сказать слово доброе, хотят помочь, уберечь от зла. И говорят они птицам-вестницам: «Вы летите, пташечки малые, летите домой и несите ей весточку, да скажите сынам и дочкам, чтоб не плакали по нас не тревожились. Мы своё отжили, отстрадали, а теперь обрели жизнь счастливую!».

И летит ласточка грудка белая, прилет домой, на дерево сядет, защебечет-засвищет, за душу возьмёт, а про что говорит - неведомо.

А речёт она, чтоб мы не печалились, не тужили понапрасну за отцом за матерью. Что отжили они своё на земле, а срок придёт - и мы с ними встретимся!»

Расскажет про то ДЕД и надолго задумается.      

 

 

История названия проекта "Вирлиця"

(краткая справка)

 

В основу программы "Вирлиця" положена древняя традиция школы дыхания христианского Богообщения "Исихазм" в виде Господней молитвы, более известной в духовном мире Православия как "стяжание Духа Святаго" (символическое изображение молитвы найдено в образцах росписей Трипольской культуры); (авторская заявка № 287 от 28 апреля 1993 г. УФАМТ), а также древней Украинской традиции кобзарів-лірникив (более известной под названием "Характерників") и системой дыхания "Дідух".

Известными последователями исихии на Украине были Антоний и Феодосий Печерские, И. Вишенский, И. Мазепа, Г. Сковорода, Т. Шевченко, Н. Гоголь, И. Франко и др., а центрами исихии являлись, в зависимости от развития исторических событий, Киев, Батурин, Чигирин, Чернигов, Черкасы, Трахтемиров, Канев  и др.

"И с и х а з м (от греческого - покой, безмолвие, отрешённость) - мистическое течение в Византии. В широком смысле - этико-аскетическое учение о пути к единению человека с Богом, "очищения Сердца" слезами самоотречения сознания, включая систему психофизического контроля, имеющую некоторое сходство с методами йоги. Возникло в 4-7 вв., возродилось в конце 13-14 вв., (Григорий Синаит, Нил Сорский). В более узком смысле религиозно-философское учение Григория Паламы.

(Советский Энциклопедический Словарь, М., 1987 г., с. 506).

 

"По русски говорили не "исихазм", а "безмолвное молчание", и не "исихаст", а "молчальник", "затворник", "столпник". Исихаст всецело посвящал себя "умному деланию", в результате которого достигал состояния созерцания и молитвенного соединения с Богом.

Афонские подвижники ХIII - ХIV веков словом "Исихия" называли свою возвышенную молитвенно-созерцательную практику, связанную с "умным деланием" или Ісусовой молитвой.

Практическая деятельность исихастов заключалась в "умном делании", то есть исполнении в первую очередь, евангельской заповеди о  н е п р е с т а н н о й  молитве (см. Лк. 18,1; Фес. 5,17). Исихазм есть учение о духовной жизни в Православной Церкви.

(Книга "Преподобный Григорий Синаит и его духовные приемники" Игумен Пётр Пиголь. Одобрено Издательским Советом Московского Патриархата. М., 1999).

Все разделы "Вирлиці" соединены в единую систему, которая работает как в целом, так и автономно. Все разделы программы являются лекционно-просветительски-экскурсионными, работают, дополняя друг друга, как научно-популяризаторские, так и оздоровительные. 

Название "Вырлиця" получило от  нашего родового гнезда, то есть того места где прошла наша жизнь. Это место поселения козаков-монахов Китаевой пустыни и Выдубецского монастыря которые и дали этому озеру такое название в память о "Дыхании" или в христианской терминологии "Духе Святом". История этого древнего названия тесно связана (переплелась) с украинской мифологией фрагменты которой мы приводим ниже в текстах наших газет и книг.

 

Вырлица

Вырий (Ирий) по древним легендам - место роения ангелов и мёртвых душ, остров во вселенной, земля богов и покоя. Именно в Вырии росло перводерево Прадуб, на котором вопреки учению Мичурина, вместо жолудей зрели молодильные яблоки бессмертия.

Заметим, что в библейском Эдеме зрели яблоки познания. Неокрепшие женские души грызут черви сомнения и корысти: какие же яблоки дороже - молодильные или познания? И откуда в библейском районе Синая появились  нехарактерные для палестинского климата яблоки? Не было ли озеро Вырлица и Высокий ЛУГ на Позняках прообразом Райского Сада? Согласно египетским и древнееврейским верованиям ландшаф Рая представлял собой "поле камыша". Пейзаж Высокого ЛУГА. Соответствует древнему стандарту.

Вечным обитателем вершины Прадуба был первобог СОКОЛ-РАРОГ.

В Вырии находится озеро ЖИВОЙ ВОДЫ.***

 

Живой Вода в Вырлыце была до тех пор, пока её артерии на затромбовали, отрезав от центрального русла Днепра.

 

Д. Вовк  А. Стеклов "Некоторые Киевские Тайны" Часть 1. Левобережье.

КИЕВ 2002

 

"Вирлиця"

Являясь патриотами не только своего Озера, но и всего массива Позняки-Осокорки, мы с грустью и тревогой наблюдаем за судьбой красивейшего озера Киева - Вырлицы. Ведь такой прозрачной воды, как в нём мы не наблюдали в Киеве уже несколько десятилетий. А какой "бархатный" песок на его берегах! Но мы уже писали, что выкупавшись в этом озере, можно, как в сказке, выйти из него в другом обличье - хорошо если козлёночком!

В редакцию пришло письмо от Леонида Дмитриевича Ганкевича - заслуженного тренера Украины по академической гребле. Автор вырос и состарился на Днепре. Теперь же он - пенсионер живёт у самой Вырлицы, и его балкон выходит на это прекрасное уникальное озеро, одно из самых глубоких озёр нашей Украины, где в древности киевские князья охотились на бобров "Сейчас этот уникум погибает, - пишет Леонид Дмитриевич. - До создания нашего массива озеро имело выход в Вишеньковскую протоку (село Вишеньки, - искажённое название, старое языческое название "Вищеньки" находящегося на левом берегу напротив "Китаевой пустыни". - И.П.)  , и вода из родников на дне озера, имеющую глубину до 40 метров, в какой-то мере имела циркуляцию. Когда насыпали дамбу, то забыли (!?) проложить трубы для сообщения с озером, расположенным южнее Вырлицы. К тому же, невзирая на суровые объявления, на берега озера сбрасывается мусор. Значительный "вклад" в дело экологии озера вносит мусоросжигательный завод. Помогите! Объясните нам - простым людям, что нужно сделать, чтобы спасти древнюю Вырлицу?!

Газета "У Озера" № 84. 1988. 13 ноября

(Информационно-рекламная газета)

 

***

 

 

Тисячу років перебувала в забутті найстаровинніші духовні скарби українсського народу - міфи й легенди дохристианської доби. Пропонована книжка відомого письменника, літературознавця і лінгвіста, краезнавця и єтнографа в певній мірі відроджуе величний пантеон міфічних героїв і персонажів що їх створила поєтична уява праукраїнців.

Словник, як своерідне одкровення про наших давніх предків, історії, стане в пригоді кожному, хто прагне зазарнути в саму глибінь історії України, пройнятися її красою, мудрістью й дивовижним, хвилюючим злиттям Людини з Природою.

Редактор В.Е. Зленко.

 

Сергій ПЛАЧИНДА "Словник давньо-української Міфології"

М. Київ. "Український письменник" 1993

 

Міфи і Легенди Староукраїнської України

 

Я створив ІРИЙ

СОКІЛ - РОД

На початку була пітьма - вічна й безмежна. Ні Землі, ні Неба, ні Сонця. Тілько - Морок, Густа, холодна й бесконечна Ніч. А її пронизувало ОКО. Звідки летіло  воно? І - куди? Нізвідки і в нікуди? І де взялося воно?

Наймудріші Волхви Оріани казали так: "ОКО було завжди, воно було вічно. І в Вічноті воно летіло в Вічність". А Заратустра потому вже додав: "Воно летіло з далеких Старих світів, або утворити НОВИЙ СВІТ".

Мабуть так, бо ОКО, пролетівши чорне безмежжя впродовж безконечної кількості часу і не знайшовши краю пітьми, одного разу спинилося. І пустило СЛЬОЗУ. Чисту-пречисту РОСИНКУ.

З неї вродилося Диво: ПЕРШОПТАХ и ПЕРШОБОГ - птиця СОКІЛ.***

 

Його золотаве пірья осяяло непроникну ніч. СОКІЛ  розправив крила і кружляв над ОКОМ.

І пустив СОКІЛ Сльозу-Росинку, що впала на ОКО. І вмить розрослося воно у великий острів серед мороку.

І пустив СОКІЛ  СРІБНУ Сльозинку, і впала вона посередині острова, де утворилося озеро ЖИВОЇ ВОДИ.

І пустив СОКІЛ ЗЕЛЕНУ Сльозу-Росинку, і від неї проросли, дивовижні КВІТИ й густи високі ТРАВИ на острови й берегах озера.

Тоді СОКІЛ сів між квіти й став глубоку ДУМУ думати.***

 

ПРАДУБ

Довго думу свою думав СОКІЛ. Тьма часу минула. І зніс СОКІЛ ЗОЛОТИЙ ЖОЛУДЬ. И сталося диво: виросло з того жолудя розкішне і могутне Першодерево, ДУБ СТАРОДУБ.

І наче зорі розціили на його крислатому гіллі: то вродили МОЛОДИЛЬНИ ЯБЛУКА - плоди невмирущості. Сстало докола світло й весело.

 

Я створив ІРІЙ

Тоді злетів СОКІЛ на вершину Першодерева й сказав" Я створив ІРИЙ. Тут моє місце на віки вічні. Звідси я творитиму Світ".