Паисий Величковский
Золоті імена України
НАРОДЖЕНІ  УКРАЇНОЮ
Рождённые  Украиною
Меморіальний альманах. У 2-х т. - К.: ЄВРОІМЕДЖ, 2002
Голова Організаційного Комітету
               Леонід КРАВЧУК

 

Наше Отечество взывает
к помощи красноречия,
ибо многие его преславные
подвиги поминаются
глубоким МОЛЧАНИЕМ
               Феофан ПРОКОПОВИЧ

 

Паисий ВЕЛИЧКОВСКИЙ  1722 - 1794

Философ-мистик, богослов, церковный учитель.

Один из первых украинских православных мистиков ХУ111 в., продолжатель идей мыслителей конца ХУ1 - первой половины ХУ11 в. автор известного произведения «О внутренней молитве», а также многих переводов на старославянский язык, в том числе многотомного издания «ДОБРОТОЛЮБіЕ» .

 

Паисий Величковский (в миру Пётр) - правнук Ивана Величковского, украинского поэта и драматурга ХУ11 в., родился в семье полтавского  священника. В голы учёбы в Киево-Могилянской академии заинтересовался монашеской жизнью и некоторое время находился в Любецком и Межигорском монастыре. Возвратившись в Киев, работал гравёром в мастерских и типографии Киево-Печерской лавры. Путешествовал по монастырям Украины и Молдовы. Побывал на горе Афон, где был посвящён в сан священника с именем Паисий. В 1763 г. и до конца жизни был архимандритом Нямецкого монастыря (ныне на территории Румынии).

 

«Добротолюбие» - книги о «дыхании» христианских авторов

Перу Паисия Величковского принадлежит много переводов произведений отцов церкви. Среди них «ДОБРОТОЛЮБІЕ» - многотомное издание, своеобразная энциклопедия аскетизма, в которой были собраны произведения 38 авторов христианского Востока 111 - Х вв.

 

Определяющей в деятельности П. Величковского была идея становления СТАРЧЕСТВА в восточнославянском монашестве. Старчество как монашеский институт возникло в начале в начале 1У в. в среде египетских монахов. Оно предусматривало принцип добровольного беспрекословного послушания, подчинение ученика воле старца, как в деяниях, так и в мыслях, руководство его поучениями как гласом Божьим. Чтобы достичь титула духовного отца - аввы, нужно было обладать рядом необходимых качеств и добродетелей, основным считался «ДУХОВНЫЙ РАЗУМ, т.е. УМЪ». Поучения старца, по мнению Паисия, должны были основываться на ранее сформированных у  ученика духовных начал. Духовный путь к Богу, считал он, должен начинаться с очищения от всех страстей. Важнейшим из средств такого очищения является «ВНУТРЕННЯ МОЛИТВА».

В духовном восхождении П. Величковский различал две ступени: «деяние» и «ведение» и, в соответствии с ними, - два вида внутренней молитвы: деятельную и созерцательную. Первая является началом духовного восхождения, а вторая - его завершением. Под духовным влиянием П. Величковского возникло философско-религиозное течение -паисизм, вылившееся в создание церковных братств.

Паисий Величковский всегда подчёркивал свои украинские корни, и на его могиле высечены слова: «Зде покоится архимандрит старец Паисий, малороссиянин».

ПРЕДИСЛОВИЕ

Великий учитель умной молитвы

Предлагаемый вниманию читателя сборник представляет собой первую публикацию в России автобиографических записей прп. Паисия (Величковского), а также некоторых неизданных ранее его произведений, известного сочинения об умной молитве и первого из жизнеописаний старца, составленного его учеником, схимонахом Митрофаном.

В то же время зарубежные исследователи давно проявляли оживлённый интерес к наследию великого учителя умной молитвы. На Западе работа по систематизации и глубокому изучению творений преподобного ведётся гораздо интенсивнее и плодотворнее, чем в России.

 

СХИАРХИМАНДРИТ  ПАИСИЙ 

(ВЕЛИЧКОВСКИЙ) НЯМЕЦКИЙ

Пётр Величковский, будущий старец Паисий, родился в 1722 г. в г. Полтаве в семье проиерея Иоанна Величковского. По традиции, мальчик должен был унаследовать священническое место в Успенсаком соборе города. С этой целью Петра отправляют в Киев - учится при Киево-Могилянской Академии.

Сын  полтавского протоирея был усердным учеником, однако любимым чтением его были вовсе не античные авторы, изучаемые в первых классах Академии, а книги монашеской безмолвнической жизни.

Юный Пётр Величковский в октябре 1740 г. вступает на путь странничества, чтобы следовать этим путём до самой старости, «странен быв на земли» (как говорится в тропаре преподобному).

 

Паисий Величковский явился тем человеком, который «привил» греческую монашескую молитвенно-аскетическую традицию к древу современного ему мира. он сделал это поистине подвижнически: возродил Старчество, подготовил вслед за свт. Макарием Коринфским (1731- 1805) и прп. Никодимом Святогорцем (1749-1809) новый, славянский «свод» византийской святоотеческой традиции - славянское ДОБРОТОЛЮБИЕ, вдохновившее новое монашеское  возрождение, - восстановил и защитил от нападок древнее учение о непрестанной Иисусовой молитве, встал у истоков многонациональной школы филологов, переводчиков и писцов, сформировавшейся вокруг его необыкновенной личности. «Всё это явлено миру через одного человека прп. Паисия Величковского».

В докладе необыкновенно точно сказано о роли Паисия Величковского в возрождении православной духовности: «Старец Паисий взял из греческого мира сокровища забытого православного духовного наследия и преподнёс их всему христианскому миру».

Письменный язык старца Паисия - это южнорусский извод церковнославянского языка.

 

 

 

Иеромонах Илия (Читтерио)

Учение преподобного Паисия Величковского по письменным свидетельствам.

Ученики Паисия Величковского и последующие поколения видели главную заслугу старца в том, что он обновил монастырскую жизнь. в признании этого факта, как и того, что благодаря его деятельности по исправлению и переводу патристических текстов энергично возобновляется изучение творений св. отцов, похвала биографов достигает вершины. Ученики в один голос неустанно свидетельствуют о том же самом. С ним вернулось переживание монашества как захватывающего идеала. Цитата из его письма является быть может, самым убедительным тому свидетельством:

«Таковое общежительное житие всех братий, в нём о Имени Христове собранных, аще бы и от различных народов и стран были, к толикой любви связует, яко всем бытии едино тело, друг другу же уди (члены): всем общи едину имущим Главу - Христа, всем творящим любовию к Богу и к своему по Бозе отцу и друг ко другу, едино сие всем единосущно и единомысленно имущим предложение, усердно Божия делати и хранити заповеди, друг друга на сие поощряющее, друг другу в таковом разуме повинующиеся, друг друга тяготы носящее, друг другу бывающее господне, и друг другу рабы. И за таковую свою истинную, духовную и единомысленную любовь. Господню и апостольскому и ангельскому житию подражатели бывают, отцу своему по Бозе и наставнику, аки Самому Богу...».

 

Что это за новый воздух, свежее дуновение которого Паисий принёс в монашескую жизнь? как случилось, что он сыграл роль обновителя, к которой нимало не стремился и которую, более того, принял на себя словно бы вопреки своему желанию?  Паисий всегда видел в себе человека, планы которого расстроены Провидением, и поэтому не считал возложенное на него дело своим, но делом Духа - вот печать его личной  святости и его духовного гения.

 

Известные из свидетельства Никодима Святогорца: «Никодим узнал о добром имени монаха Паисия, малороссиянина по происхождению, который находился в Молдавии и имел под началом своим более 1000 братьев. Он учил их «сердечной молитве»  - «Умной», а поскольку Никодим любил это божественное делание, он отправился на поиски его (Euthymios 1920, р. 641).

Драгоценное свидетельство открываем нам особые харизмы (то есть дары) старца:

Дар сердечной молитвы (Паисий стяжал славу наставника сердечной молитвы):

Двр духовного руководства множеством братьев (как старец Секульского и Нямецкого монастырей он имел попечение более чем о тысяче монахов);

Дар - весьма редкий - соблюдатель в единстве братьев разных национальностей в общине Паисия жили вместе монахи румыны, украинцы, русские, болгары, сербы, греки).

 

 

Возьмём в свидетели старца Георгия из Черники, паисянина -называют его румынские историки), родом из Трансильвании, последователя Паисия «с первого часа». Он прекрасно знал своего старца, став его учеником в 24 года, пожив подле него на Афоне, в Драгомирне, Секуле и Нямце. Когда Паисий с 64 своими иноками в 1763 г. покинул Афон, Георгий был в числе трёх братьев, тщетно ходивших просить у митрополита Бухарестского разрешения на то, чтобы основать монастырь. Зато позже митрополит Ясский Гавриил и воевода Молдавии Григорий Каллимах отдадут им в распоряжение монастырь в Драгомирне со всеми его имениями, освободив их от налогов. Свидетельство Георгия легко найти в его завещании, составленном в 1785 г., когда болезнь, казавшаяся смертельной, привела его к мысли письменно изложить своего рода устав -правило жизни для новой монашеской общины, основанной им в 1781 г. по образцу общины Паисия. 

 

Он столь ясно осознаёт уникальность этих даров, что полагает обладание ими делом для себя невозможным. Потому побуждает братьев своей общины посвятить себя упражнение в Иисусовой молитве без того, однако, чтобы она ставилась на первое место (по крайней мере, до тех пор, пока они не достигнут очищения от страстей), он ограничивает число братьев в общине до 103 человек и всерьёз размышляет над таким устроением раздельной жизни румынских,, русских и греческих монахов в обители, которое не умаляло бы их взаимной любви. В самом деле труды Паисия остались непревзойдёнными в своих главных чертах. Все подражали его опыту, но никто не воспроизвёл данный им образец в полноте.

 

Другое свидетельство, более позднее, но заслуживающее доверия благодаря учёту источников исследуемого нами времени, проливает свет ещё на одну особенность Паисия. Он пишет об Иисусовой молитве, бьётся за неё с обнажённым мечом, увещевает упражняться с усердием, но не берётся обучаться ей самолично. Об этом сообщает свт. Игнатий Брянчанинов: «Монахи молдавского монастыря в Нямце рассказали мне, что их знаменитый старец Паисий Величковский, который был наделён, минуя обычный путь, по особому Божьему Промыслу даром сердечной молитвы, не осмеливался именно по этой причине наставлять в ней братьев и доверял наставничество другим отцам, которые достигли этой молитвы обычным путём». ....

 

Когда монашество было расслаблено

Говоря здесь в монашестве, я подразумеваю две веши: поставить мир, чтобы поступить в монастырь, и пережить благодать монашества во всей её полноте, как прекрасно скажет об этом его биограф Митрофан: «Во времена, когда монашество было столь расслабленно и показывало лишь свою внешнюю сторону, Паисий явил, что есть монашество, что есть таинство послушания, какую великую пользу приносит оно новоначальному, когда ведёт её вперёд по пути духовного разумения, что есть деятельная жизнь и созерцание, умная молитва сердцем, та, что сведена из УМА в Сердце».

Он мечтал найти духовного наставника, чтобы насладиться божественным даром послушания и признавался, что так и не смог найти его. «Мне более нигде не удалось предать себя в послушание какому-нибудь духовному отцу. Как должен я и теперь признаться, моё внутренне предрасположение с юности более склоняло меня предать себя в послушание, но я не был достоин, каков я есмь окаянный, сподобиться сего божественного дарования».

Как знать, найди он то, что искал, мы быть может, никогда не узнали бы старца Паисия.

Он торжественно обещал себе, что никогда не будет жить в больших монастырях, где обитают удобства и почести, и, конце концов, поселился в самом большом и именитом монастыре православного мира той поры. ...

 

ТАИНСТВО ПОСЛУШАНИЯ

Центральным для Паисия является таинство послушания. Его биограф следующим образом подытоживает опыт трёх лет, проведённых в скитах Мунтянии (Muntinea): «От сих отцов он познал, что есть истинное послушание, от которого рождается истинное смирение, которым наносит себе смертельную рану собственная воля и личное мнение о вещах мира сего, - то что оставляет начало и недостижимый предел истинного иноческого делания, что есть внимание и подлинный покой УМА, молитва творимая со ВНИМАНИЕМ в сердце». ...

 

По словам  биографа - не более чем эхо слов самого старца: «Зане ни единое иное житие тако, якоже общее с блаженным послушанием проходимо в разуме, приносит человеку успеяние, избавляя его в скором времени от всех душевных и телесных страстей, смирения ради, еже от блаженаго рождается послушание, и на первообразное устроение приводит, да будет по истине по образу Божию и по подобию человек, якоже исперва создан бысть, и дарованию Божию приятому на божественном Крещении, творит в человеке возсиявати, паче прочих дарований духовных, ниже причастник, благодати ради Божия, истинный послушания через истинное своё смирение сподобляется бытии, яко многажды и сам чувством душевным мысленно может то ощущати.

 

Посредством этого сердечного делания, соединённого с неперстанной молитвой, жизнь общины обретает исихастское измерение. «ТИШИНА», которую призваны хранит монахи, всегда и повсюду служил для того, чтобы способствовать сердечному деланию, соединёнными с молитвой. Но «истинная ТИШИНА» не рождается без совершенного отсечения от свтоей воли. Война, которую Паисий объявляет жизни, построенный на индивидуальном ритме, имеет отправным пунктом по убеждению, что невозможно достичь ТИШИНЫ, пока жизнь управляется частной волей индивида, так как эта воля всегда приводит к заблуждениям.

Паисий так определяет преимущественное дело монаха: «Прилежно и с великим вниманием и испытанием прочитывай в книгах отеческих о молитве, единем УМОМЪ в сердце совершаемей, яже есть самый истинный, паче всего приятнеший Богу подвиг монашеский».

 

 

 

 

Исихасткая практика неправильно истолкванная

Роволюция, совершённая Паисием, состоит в том что монашеское общежитие - несравненная школа подлинного послушания - стало местом столь же подлинной исихастской практики, без которой и само послушание неизбежно оказывается искажённым и неправильно истолкованным. В принципе основной принцип обновления, который использует Паисий, состоит в том, чтобы привить исихастскую деятельность к духовному разуму (разумению), подразумевая, что созерцание и есть делание, что духовное видение и есть искомая внутренняя и внешняя деятельность. Как говорилось в приведённом выше тексте из биографии Митрофана, Паисий «явил, что есть монашество, что есть таинство послушаниия, какую великую пользу приносит оно есть таинство послушания, какую великую пользу приносит оно новоначальному, ведя его вперёд по пути духовного разумения, что есть деятельная жизнь и созерцание...». Сила Паисия в том, что он передал в руки своих учеников ключ к внутреннему пониманию той практики, к которой он призывал их.

 

Есть две практики, опираясь на которые, старец приводит своих духовных детей к сердечному деланию. Это - ежедневное исповедание помыслов и Иисусова молитва.

 

Практики Иисусовой молитвы посвящён параграф шестого правила, действовавшего в Драгомирне: «В келиях братья, по преданию св. отцов, должны пребывать со страхом Божиим, предпочитая всякому другому аскетическому упражнению «умную молитву», ибо с УМОМЪ в Сердце божественная Любовь, источник всякой добродетели, достигает совершенства, как учат об этом многие богоносные отцы, такие как Иоанн Златоуст, Каллист, патриарх Константинопольский, Симеон, митрополит Солунский, Диадох Фотикийский, Исихий Иерусалимский, Нил Синаит, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, Пётр Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит. Все эти и другие богоносные отцы учат (такой духовной практике, т.е.) УМНОЙ молитве».

Вот что важно подчеркнуть: исповедание помыслов и Иисусова молитва даются в качестве орудий духовной брани, которая ведётся ради исполнения всех Христовых заповедей. В сущности, Паисий воспроизводит здесь учения своего старца Василия Поляномерульского. У него же он заимствует представление о разнице  между деятельной ступенью молитвы, на которой непрестанно призывается Имя Иисусово и которая доступна каждому, начиная с самых первых шагов духовной жизни, и стадией созерцательной, на которой молятся в сердце, сердцем и от сердца и которая есть удел достигших совершенства по произволению Божьему. 

Пункт, в котором Паисий отступает от своего учителя - это «техника», которая в традиции часто сопровождает научение Иисусовой молитве. Василий пренебрегают ею, отдавая предпочтение собственной интуиции - молится собирая внимание «над сердцем» (совет, ставший особенно популярным в румынской традиции). Что касается Паисия, то он, пусть не без оговорок, принимает традиционную технику, хотя не провозглашает себя её учителем и не придаёт ей большого значения.

 

 

 

ИОСИФ КУФФЕЛЬ

Профессор Ягелонского Университета (Краков)

 

Апология «Умной молитвы» как выявление существенной идеи православной сотериологии

 

Истина обожения человека является центральной идеей православия и есть необходимое условие патристической сотериологии. Научный метод, использующий аргументы критического разума - даже учтивый и объективный, - не в состоянии понять суть исихазма. Единственный правильный метод, с помощью которого возможно прикоснуться к преображённой действительности и выразить опыт этого соприкосновения, - воспользоваться методом и языком Святых Отцов, мистиков-Богоносцов. Познание-видение Бога они отождествляют с переменой индивидуума в онтологическом смысле - т.е. обожением.

АПОЛОГИЯ «Умной молитвы» прп. Паисия Величковского наполнена ссылками из писания Святых Отцов Православной Церкви - и сама она принадлежит этой же традиции. В своём Свитке Старец рассматривает Иисусову молитву характерным для святоотеческого предания способом: как мистическую реальность, испытуемого на собственном опыте.

Для автора-исихаста совершенно очевидно, что об умной молитве нельзя говорить вне всего контекста, связанного с обожением, ибо именно последнее есть её цель и содержание.

Язык АПОЛОГИИ - это язык Святых Отцов и Священного Писания: истина обожения раскрывается здесь просто и конкретно - без искусственных дистанции и метафоры.

 

В АПОЛОГИИ прп. Паисий пересказывает в сокращении историю исихазма и разъясняет православное понимании я обожения. Учение Старца об «Умной молитве» и о теозисе тождественно тому, что выражено всей предшествующей традицией Православной Церкви.

Это предание имеет продолжение в жизни и мыслях святых и богословов, которые жили после Старца (многие из них были его учениками), его можно найти и в современном православии. Как во второй половине ХУ111 столетия, так и на рубеже второго и третьего тысячелетия христианства традиция ИСИХАЗМА, вновь открываемая в писаниях Святых Отцов, становится источником возрождения Церкви в атмосфере путаницы религий и мировоззрений, предъявляющих претензии на христианской наследие.

 

Хула на Иисусову мролитву

На примере писаний Нямецкого схиархимандрита ясно видно, что учение об обожении является сутью вероучительной проповеди Православной Церкви и необходимо для неё - как выражение христианской идеи спасения. Поэтому не удивительно, что прп. Паисий считает хулы на Иисусову молитву тяжким грехом против Бога и Церкви, которая устами святых Отцов, преображённых и руководимых Святым Духом («от просвещения Божественной благодати») - свидетельствует и учит об Иисусовой молитве.